Блог

Мы сделали первую в России замену робота на 6-ти ступенчатый автомат Lada Vesta. Отвечаем на комментарии RM-Service

Предисловие

Запись перенесена с портала Drive2:
Первая в России замена робота на 6-ти ступенчатый автомат Lada Vesta. Комментирую рассуждения коллег из RM-Service.

Сразу отвечу почему не снимаю видео обзор/ответ/как хотите: не мастер я видео жанра и если буду в реальном времени комментировать, смотря видео и ставя на паузу, я просто запутаюсь напрочь. Темы не структурированы и размазаны по видео. Очень неудобно комментировать в реальном времени тему, которую начали на минуте n, продолжили на n+3, закончили на n+7.

Более того, для полноценного и мало-мальски подкрепленного фактами комментария, в некоторых моментах придется выводить на экран дополнительную информацию, что не удобно ни мне в плане монтажа, ни вам. В тексте информация воспринимается более комплексно.

Предлагаю следующую схему: я вычленяю моменты которые считаю основными, даю сперва позицию коллег и тайм-коды где это говорится. Вы, если хотите, включаете видео, смотрите по тайм-коду, потом читаете мой комментарий.

Сразу оговорюсь, хочу поговорить не только о технической составляющей, но и об отношении к клиенту в конце первой четверти 21 века.

Ссылка на видео о котором речь

Кто я такой и почему считаю, что могу давать технические комментарии

Как и представлялся в первой статье: зовут Радченко Егор, образование у меня высшее техническое, факультет радиотехники, специализируюсь на комплексной разработке встраиваемой электроники, как аппаратной части, так и самого ПО.

Работал в Красноярском научном центре, потом в компании БНТР.рф(нужно отдать им дань уважения, все-таки первопроходцы в области переоборудования CVT/AMT на АКПП в России).

И раз уж мы тут про АвтоВАЗ, как некоторое доказательство квалификации, получал предложение о работе от этого самого АвтоВАЗа.
Скриншот переписки с HR АвтоВАЗ. Личные данные скрыты.

Тайм-код 2:20 — 4:00

О чем речь: мало коробок на рынке, перспектива подорожания.

Очень нравится последовательность в изложении мысли, далее цитата:
— "плюс ко всему, на них будет дефицит огромный, их будет просто так не найти"(тайм-код 3:39)

— "хотя мы пошли и нашли эти коробки" (тайм-код 3:43)
Комментарий:
Да, цены с годами растут, в 2020 году вариатор на Жуке меняли за 75к еще, в 2025 за 140к, как это относится к решению о выборе коробки?

Про дефицит. Запускал в 2020 один из первых(а может быть и самый первый в РФ) RE4F03A для установки на Жука/Кашкая, тоже переживали, что кончатся коробки, как видите, не кончились до сих пор.
Пруф про запуск RE4. Папка проекта эмулятора вариатора для Кашкая, дата создания основного файла видна

Тайм-код 4:00 — 4:30, 6:05 — 6:55. Смотреть вместе.

О чем речь: про привода, что сварка, что никто не может сделать. Дальнейшее обслуживание приводов.
— "С приводами, со сваркой тоже все бы справились" (тайм-код 4:10)

— "Ребят, привода здесь свои, своеобразные. Аналогов никаких нет. Нету ничего, чтобы подобрать или переделать. Никто ничего сделать, вряд ли сможет" (тайм-код 6:10)

— "Не будет возможности позвонить, чтобы вам тут же отправили гранату"(тайм-код 6:37)
Комментарий:
Все возможно сделать. На производстве без болгарок.

Это не "никто не может", а "никто не хочет".

Сделаны оси, под заводские гранаты робота и акпп. В России без Китая. В предыдущей статье все показано.

Если у вас что-то случится с гранатами, не нужно будет никуда звонить. Пошли в магазин автозапчастей и взяли по каталожному номеру, либо заказали, если в наличии нет.

Тайм-код 4:30 — 6:00

О чем речь: скажу цитатой "Удорожание проекта". А, если серьезно, о сервисном обслуживании самой АКПП.
— "Фильтр находится под насосом. Чтоб поменять фильтр нужно снять располавинить коробку" (тайм-код 4:50)
Комментарий:

Да, все так, как и на всех современных машинах.
Скриншот с сайта www.transakpp.ru/ с комментарием по поводу фильтра
— "Всякое бывает, если масло пережги, нужно масло поменять и соответственно фильтр. Вам придется снять коробку, снять колокол, отодвинуть насос и поменять фильтр. К чему приходим? Удорожание проекта" (тайм-код 4:55)

— "Масло — минимум DEXTRON VI" (тайм-код 5:08)
Комментарий:

Да, масло дороже. При частичной замене, что в RE4, что TF70 уйдет 4+, покупаем 5л. Если вы уж настаиваете на третьем декстроне в 4х ступенчатую, то это 4000тр против 7700тр в 6ти ступенчатую. Если брать приличных производителей.

Если вы пережжете масло так, что фрикционы начали разрушаться и остатками забило фильтр, то 4х ступенчатую вам тоже придется снимать и ремонтировать, замена фильтра тут не поможет, как и на 6ти ступенчатой.

Если вы немного пережгли масло, что оно потемнело и появился запах, но в слитом масле нет остатков фрикционов и других инородных тел, то фильтр можно не менять и на 4х и на 6и ступенчатых коробках. Сделайте двойную замену и не заморачивайтесь.
— "Полное отсутствие возможности установить дополнительное охлаждение" (тайм-код 5:35)
Комментарий:

Повторюсь. Все возможно сделать.

На производстве без болгарок. Это не "никто не может", а "никто не хочет".

Если коробке прям так срочно требуется доп. охлаждение в виде выносного радиатора, что без него нельзя, то это что-то с настройками не так.

Как бы мы гарантию в 2 года давали без радиатора, если бы все коробки горели в первое лето?

По поводу 6ти ступенчатой. соглашусь, что лишним выносной радиатор там не будет, но и не скажу, что критически важен. Пока не подступались к этому, но выполнить это возможно. Цельно металлический, лучше алюминиевый, фрезерованный переходник и все.

Тайм-код 7:00 — 9:00

О чем речь: не возможно настроить коробку под Весту. Веста не повезет коробку. Эта коробка "душит" двигатель.

Цитаты "технических" аргументов даже приводить не буду, давайте к делу сразу.

Давайте начнем с определения:

Гидромеханическая трансмиссия — это система, в которой мощность передаётся посредством кинетической энергии потока жидкости, а крутящий момент изменяется автоматически в зависимости от условий движения.

Поток рабочей жидкости(трансмиссионного масла) создается работой ДВС. То есть, если мы уберем эффекты трения, нагрева и тд, то основную работу двигатель совершает над объемом масла в коробке.

Заправочный объем RE4F03A и TF70SC одинаков — 7 литров.
Скриншот из мануала по RE4F03A
Скриншот из мануала по TF70
Так почему же двигателю Весты хватает выполнить работу над 7-ю литрами масла, которое налили в один корпус коробки и не может выполнить ту же работу над теме же 7-ю литрами масла, которое налили в другой корпус? Мне кажется комментарий коллег немного против физики или не точно сформулирован.

Если говорить серьезно, то имеется в виду, я думаю, что ДВС душит не коробка. а алгоритмы работы.

У TF70SC включается частичная блокировка ГДТ уже на 2ой передаче и двигателя ей правда не хватает на блокировке, начинает клевать носом.

Но, к счастью, алгоритм включения локапа можно отодвинуть по скорости выше и дать запрос ДВС на небольшое увеличение момента. И коробка перестает душить двигатель и мы видим, что не коробка, а управление коробкой душит двигатель.

Тайм-код 10:00 — 11:30

О чем: отсутствие выигрыша в расходе, и в цене обслуживания. Нецелесообразность установки 6ти передач.

Я нигде слова не сказал, что 6ти ступенчатая коробка лучше или экономичнее. Это просто другой продукт. Ни лучше и ни хуже. Еще одна строчка для вашего выбора.

Зачем он сделан? Потому что можем. Самолюбие потешить, скучно мне делать технологии из 90-х, хочу посовременнее, четверть века 21-го прошло. Дальше рынок решит нужен этот продукт конечному потребителю или нет.

4х ступенчатая коробка прекрасно решает задачу "избавится от робота", не спорю, сами делаем.

Что мы получаем от 6ти ступенчатой коробки такого, что можно объективно описать фактами? Динамика, тип-троник побаловаться доложили, более современную технологию.

Давайте в цифрах про динамику.

Передаточные числа 4х ступенчатой: 1я: 2.861, 2я: 1.562, 3я: 1.000, 4я: 0.697, главная пара: 3.827

Передаточные числа 6ти ступенчатой: 1я: 4.044, 2я: 2.371, 3я: 1.556, 4я: 1.159, 5я: 0.852, 6я: 0.672, главная пара: 3.679

Так как из предыдущего параграфа мы помним, что двигателю одинаково крутить 7 литров масла в обеих коробках, давайте просто очень утрированно посчитанный добавленный процент момента на колесе прикинем, ибо отличая только в передаточных числах с точки зрения ДВС (+-10кг разницы веса коробок, тоже опустим — мешок картошки в багажнике).

Про расчет момента есть хорошая статья:

Все о коробке передач и передаче момента на колеса

4-ступ:

1-я: общее передаточное число ~ **10.94**

2-я: общее передаточное число ~ **5.98**

3-я: общее передаточное число ~ **3.83**

4-я: общее передаточное число ~ **2.67**

6-ступ:

1-я: общее передаточное число ~ **14.88** (+36%)

2-я: общее передаточное число ~ **8.72** (+45%)

3-я: общее передаточное число ~ **5.73** (+49%)

4-я: общее передаточное число ~ **4.26**

5-я: общее передаточное число ~ **3.13**

6-я: общее передаточное число ~ **2.47**

Для первой передачи 14.88/10.94 = 1.36.

+36% момента на колесе для первой нужно ли оно вам? Не знаю, мне, приятнее, чем на 4х-ступке. Лучше ли это? Нет, просто по-другому.

Заключение

Итого мы выяснили, что конкуренция в сотрясании воздуха в инженерном деле не особо уместна. Тем более, когда выдается не вся информация для размышления.

4х ступенчатая коробка ни чем ни лучше и ни хуже 6ти ступенчатой — это разные продукты и решения. Кому, что хочется.

Про отношение к клиенту в 25м году:

Мне, честно хотелось бы, чтобы мне, как потребителю какой-либо продукции, выдавали всю информацию, так как сейчас сделал я, а не обрывками.

Защита своего рынка — это понятно и хорошо, но давайте будем защищаться и конкурировать на поле инженерном, мы же не помидоры продаем. И давать своему клиенту выбор и объяснение.

Мы, как компания, стараемся строить эту самую компанию именно так и технически развиваться, а не просто зарабатывать деньги на одной и той же технологии.

Про Китай:
— "Разработали гранату — отправили ее на китай" (тайм-код 4:16)
Комментарий:

У нас от Союза станков тонны остались, неужели нельзя в России найти производителя, мы так скоро железки даже у себя разучимся делать не то, что электронику.

Надеюсь, интерес удовлетворил. Сообщений много ваших было по поводу комментариев и объяснений.

Как отправлять начнем, вы узнаете, я физически не могу всем отвечать, потерпите немного, кто заинтересован. Мы все-равно 120 разом в месяц, как коллеги, не осилим)

Всем добра и здравия, спасибо, что прочитали!
Lada